Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
|
Поливанова К. Н.1, Вопилова И. Е.1, Козьмина Я. Я.1, Нисская А. К.1, Сивак Е. В.1Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей
2015.
№ 4.
С. 184–200
[содержание номера]
Поливанова Катерина Николаевна - доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Центра развития лидерства Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: kpolivanova@mail.ru Вопилова Ирина Евгеньевна - аналитик Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: irina.vopilova@gmail.com Козьмина Яна Яковлевна - младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: kozmina@gmail.com Нисская Анастасия Константиновна - кандидат психологических наук, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: anastasiyanisskaya@yandex.ru Сивак Елизавета Викторовна - младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: elizaveta.sivak@gmail.com Адрес: Москва, 101000, Потаповский пер., 16/10. Рассматриваются основные этапы в развитии образовательных программ для родителей в странах Европы, США и в России, выделяются их содержательные и организационные особенности. Первым этапом становления институализированного образования для родителей являются возникшие в конце XIX — начале XX в. школы для матерей, ориентированные на информирование родителей по вопросам гигиены и здоровья. Второй этап — появление в начале 60‑х годов XX в. тренингов, рассчитанных на развитие родительских компетенций и навыков. И наконец, наиболее современным трендом в проектировании образовательных программ для родителей можно считать программы, нацеленные на работу с личностью родителя, его самоэффективностью, т. е. с его представлениями о том, что он может справиться с решением задач по воспитанию ребенка, и что его действия приведут к желаемому результату. Обосновывается использование конструкта самоэффективности как содержательной основы для разработки образовательных программ. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня материнской самоэффективности и социальной поддержки, которое показало, что самоэффективность матерей связана не только с объективным объемом получаемой помощи, но и с оценкой этой помощи и с тем, в какой мере удается избежать противоречий и критики со стороны помощников. Описана авторская образовательная программа для родителей, разработанная с опорой на результаты данного исследования. Авторы утверждают, что умение выстраивать бесконфликтные отношения, договариваться или противостоять критике со стороны окружающих должно быть неотъемлемой частью образовательных программ, нацеленных на повышение уровня родительской самоэффективности. |
НовостиВажно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты» В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе» |